К. М. ИВАНОВ, С. И. КУДРЯВЦЕВ

ГЛАВНЫЙ КАЛИБР КРЕЙСЕРА «КИРОВ»

В Санкт-Петербурге на Васильевском острове, рядом с гостиницей «Прибалтийская», расположена площадь Балтийского флота, открытая в сторону Финского залива. В центре площади возвышаются две 180-мм трёхорудийные башенные установки с легендарного крейсера «Киров». В состав этой героической композиции, посвященной подвигу моряков Балтийского флота и экипажа крейсера «Киров» в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., вошли также артиллерийские снаряды к орудиям, два якоря и два ходовых винта крейсера. Сам крейсер до наших дней сохранить не удалось. Но осталась память о героических событиях Великой Отечественной войны, в которых участвовал экипаж крейсера «Киров», и об истории строительства корабля и создании вооружения для него. История помнит и участие конструкторов-военмеховцев в испытаниях артиллерийского вооружения крейсера.

Головной корабль Балтийского флота лёгкий крейсер «Киров» явился первым большим кораблем советского Военно-Морского Флота. Крейсер был заложен в торжественной обстановке 22 октября 1935 г., спущен на воду 30 октября 1936 г., впервые вышел в море 7 августа 1937 г. и вошел в состав Балтийского флота в с 1938 г. Он был построен в Ленинграде на Балтийском заводе и явился выдающимся достижением отечественной конструкторской школы. Первые эскизные проекты легкого крейсера в СССР были выполнены в 1932–1933 гг. 15 лет в стране не проектировали крупных боевых кораблей. Крейсер проектировался в ЦКБСМ-1 под руководством А. И. Маслова. При проектировании были использованы лучшие традиции отечественного кораблестроения и опыт итальянской фирмы «Ансальдо», по договору с которой был приобретен комплект энергетической установки и вспомогательных механизмов. Проект, получивший номер 26, был утверждён Советом Труда и Обороны при Совнаркоме СССР 29 декабря 1934 г.

Разработка и изготовление башенной артиллерийской установки главного калибра для крейсера были поручены Ленинградскому металлическому заводу. Руководил разработкой башен А. А. Флоренский. По его предложению было решено в каждую из трёх башен устанавливать три 180-мм орудия, совмещенных в одной качающейся части, вместо первоначально намеченных для установки двух орудий в проекте 26. Это решение значительно усиливало вооружение крейсера. Качающуюся часть для башенной установки создавали на заводе «Большевик». Проект был выполнен в конструкторском бюро завода под руководством А. Г. Гаврилова.

В необычайно короткие сроки — 1 год 38 дней — были выполнены стапельные работы. Это объясняется высоким энтузиазмом и напряжением сил, с которыми трудились при строительстве корабля многочисленные коллективы во всей стране, использованием ансальдовских технологий и разработок при производстве стапельных работ и поставкой главных механизмов из Италии.

Полное водоизмещение крейсера составило 8800 т. Относительно узкий корпус имел длину 191,4 м и ширину 17,7 м. Главная энергетическая установка мощностью 1100 л. с. позволяла развивать кораблю скорость 36 узлов. Запас топлива позволял при экономичном ходе (18 узлов) пройти 3750 миль. Главные механизмы, агрегаты и посты управления огнём, погреба боезапаса крейсера защищались 50-мм броневым поясом шириной 3,4 м (с погружением в воду на 1,33 м).

Артиллерийское вооружение крейсера включало в себя три башенные артиллерийские установки главного калибра МК-3-180, шесть 100-мм универсальных артиллерийских установок, три 45-мм пушки и пять 37-мм автоматических пушек. К лету 1942 г. количество 100-мм орудий довели до восьми, 37-мм автоматических пушек — до десяти, отказавшись от использования 45-мм орудий. Артиллерийское вооружение крейсера дополнялось торпедным, противолодочным и противоминным. Экипаж крейсера насчитывал 724 человека.

Боеспособность крейсера, в первую очередь, определялась состоянием артиллерии главного калибра. Башенная установка МК-3-180 явилась выдающимся достижением того времени в области артиллерии. По своим тактико-техническим характеристикам она превосходила зарубежные аналоги. 180-мм орудия с длиной ствола 57 калибров стреляли на 38,6 км снарядами массой 97,5 кг. Начальная скорость снаряда достигала 920 м/с, а скорострельность — 2 выстр./мин. для каждого орудия. Боезапас составлял по 150 снарядов на ствол, максимальный угол возвышения — 50 градусов, расчет установки — 50 человек. Управление огнём осуществлялось системой ПУС «Молния» (завод «Электроприбор»), которая включала центральный автомат стрельбы, визиры центральной наводки и 6-метровые стерео-дальномеры ДМ-6. Масса вращающейся части установки МК-3-180 составляла 145 т, общая масса установки — 247 т. Достижению минимальных массы и габаритов установки способствовала единая качающаяся часть Б-27 с расположением всех трёх орудий в одной люльке и короткий откат ствола.

Установка обладала высокой степенью автоматизации подачи боеприпасов из погребов к орудиям. Боеприпасы подавались из перегрузочного отделения в боевое при помощи тросовых элеваторов с толкателем, имевшим электромеханический и ручной приводы. Для каждого орудия имелся свой элеватор, толкатель элеватора имел три клапана: один для снарядов и два — для полузарядов. Из тросового элеватора боеприпас подавался непосредственно в качающийся лоток, расположенный в боевом отделении. При открывании затвора лоток опрокидывался с линии загрузки на угол заряжания, а после заряжания орудия занимал прежнее положение для принятия боеприпаса на следующий выстрел. Досылка снарядов и полузарядов осуществлялась пневматическим досылателем.

Монтаж и испытания артиллерийской системы проводились под непосредственным руководством выпускника Ленинградского военно-механического института, заместителя Главного конструктора завода «Большевик» Дмитрия Федоровича Устинова, впоследствии видного государственного деятеля, имя которого носит Балтийский государственный технический университет «Военмех».

Башенные артиллерийские установки МК-3-180 были поставлены на шести лёгких крейсерах типа «Киров» и «Максим Горький».

Легкий крейсер «Киров» участвовал в советско-финляндской и Великой Отечественной войнах. В период Великой Отечественной войны крейсер огнём своих орудий поддерживал защитников Таллина, участвовал в операции по выводу кораблей и судов Балтийского флота из Таллина в Кронштадт, поддерживал артиллерийским огнём действия советских войск при обороне Ленинграда, участвовал в освобождении Карельского перешейка. За образцовое выполнение боевых заданий в феврале 1943 г. крейсер «Киров» был награжден орденом Красного Знамени.

Лёгкий крейсер «Киров» закончил свою службу в Военно-Морском Флоте в декабре 1974 г., войдя в историю как корабль — символ высоких достижений отечественной научно-конструкторской школы и боевой славы российского флота.

Важно отметить ту роль, которую сыграл Военмех в судьбе Д. Ф. Устинова. В 1932–1934 гг. он проходил обучение в Военно-механическом институте на артиллерийском факультете (ныне факультет «Оружие и системы вооружения») по специальности кафедры № 14 (ныне кафедра «Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие»). Заведующим кафедрой в то время был ее основатель, выдающийся конструктор артиллерийских систем, талантливый ученый и педагог Илья Иванович Иванов. В характеристике, выданной Д. Ф. Устинову по окончании института, отмечалось, что он «умеет самостоятельно прорабатывать вопросы и успешно проводить порученные ему дела». Было рекомендовано использовать способного выпускника на научной работе в институте или на заводе. Д. Ф. Устинов, получивший в Военно-механическом институте путевку в жизнь как специалист военной промышленности, в течение трех лет получал богатый опыт практической работы в Ленинградском артиллерийском научно-исследовательском морском институте, в котором велась разработка вооружений для Военно-Морского Флота. В 1937 г. Д. Ф. Устинов перешел на работу в конструкторское бюро завода «Большевик» (ныне Обуховский завод), которое возглавлял И. И. Иванов. Вскоре Д. Ф. Устинов становится заместителем главного конструктора. Тогда-то под его непосредственным руководством проводились монтаж и испытания корабельных артиллерийских орудий главного калибра на крейсере «Киров». Го-
ловной корабль Балтийского флота лёгкий крейсер «Киров» явился первым большим кораблем Советского Военно-Морского Флота. С большим уважением и благодарностью Д. Ф. Устинов вспоминал в дальнейшем учителей, и особенно Илью Ивановича Иванова, у которого он учился в Военмехе и под руководством которого работал в конструкторском бюро завода «Большевик».

Неразрывная связь Д. Ф. Устинова с Военмехом прослеживается на протяжении всей его жизни. Уделяя большое внимание подготовке инженерных кадров для оборонной промышленности страны, Д. Ф. Устинов всегда оказывал вузу содействие в решении важнейших проблем и, в частности, в оснащении учебных классов самым современным оборудованием, проводил в вузе совещания с руководителями оборонных предприятий города, способствовал творческому взаимодействию вузовской и отраслевой науки. Это способствовало высокому качеству подготовки специалистов. На факультете «Оружие
и системы вооружения» подготовлено большое число специалистов, чьи имена вписаны в историю создания русского оружия. Ученые факультета своими научными разработками внесли значительный вклад в развитие прикладной науки в области проектирования и производства оружия и систем вооружения.

В настоящее время факультет, входящий в состав Института систем вооружения Балтийского государственного технического университета «Военмех» имени Д.Ф. Устинова, является единственным в российской системе образования факультетом, на котором сосредоточены все без исключения специальности государственного образовательного стандарта ВПО «Оружие и системы вооружения», реализующим государственный оборонный заказ.

На снимке: студенты БГТУ «Военмех» на площади Балтийского флота.
Май 2000 г. Фото Е. Ивановой.

Маршал Советского Союза Д. Ф. Устинов на Северном флоте,
крейсер «Киров» 12 марта, 1983 г.
(Из семейного архива Д. Ф. Устинова)