В. В. ПЫЖ

ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Человечество вступило в новый век и новое тысячелетие с большим грузом опасностей и угроз для своего развития. Как подчеркнул президент России В. Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации (май 2006 г.), «на фоне активно идущего переустройства мира появилось множество новых проблем, с которыми реально сталкивается наша страна. Эти угрозы менее предсказуемы, чем прежние, и уровень их опасности в полной мере до конца не осознан. В целом очевидна тенденция к расширению в мире конфликтного пространства и, что крайне опасно, его распространение на зону наших жизненно важных интересов»1.

Это ставит на повестку дня задачу переосмысления всего комплекса вопросов, связанных как с основными аспектами международной безопасности, так и с принципами национальной безопасности России, защиты ее национальных интересов.

Проблема обеспечения национальной безопасности государства, безопасности развития общества, личности сегодня приобрела статус социальной ценности. И от решения этой проблемы зависит как современное состояние российского общества, так и его будущее.

Одним из важнейших положений в исследовании национальной безопасности является определение самого понятия «безопасность».

Безопасность всегда выступала и выступает в качестве базовой потребности человека и общества. На это обстоятельство всегда обращали внимание ученые. Так, древнегреческий философ Платон считал, что состоянию безопасности соответствует «предотвращение вреда». В понятии «предотвращение» фиксируется определенная деятельность субъекта безопасности, причем предполагается, что эта деятельность должна быть весьма эффективной. Аристотель отмечал, что обеспечение безопасности граждан должно стать главным в управлении общественными делами со стороны власти и государства.

«Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля определяет безопасность как отсутствие опасности, сохранность, надежность. На уровне обыденного сознания безопасность – это состояние и мера защищенности субъекта от угроз, вреда, ущерба или зла.

Безопасность относится к классу социально-философских категорий, что обусловливает ее комплексное, междисциплинарное рассмотрение. Поэтому сегодня в научной литературе имеется ряд многообразных подходов к определению понятия и уяснению сущности безопасности. Одни авторы рассматривают безопасность как философскую категорию широко, считая ее мерой жизнебытия, чести, достоинства, ценностей личности, социальных групп, государства, общества, цивилизации. Другие авторы под безопасностью понимают ситуацию, при которой кому (чему)-нибудь не существует угрозы со стороны кого (чего)-либо.

Безопасность в буквальном смысле слова представляет собой отсутствие опасности. Поэтому правы те авторы, которые считают, что понятие «безопасность» связывается с отсутствием каких-либо угроз для жизнедеятельности общества и существования государства, прежде всего его фундаментальным, основополагающим ценностям и интересам2.

В настоящее время в отечественной литературе имеется множество определений понятия «безопасность», которые объединяет стремление проанализировать это посредством анализа таких конкретных признаков, как состояние. Например, некоторые авторы считают, что безопасность – «это состояние или положение объекта безопасности, когда для него нет опасности, т.е. изменений свойств в худшую сторону», «состояние, обеспечивающее достаточную экономическую и военную мощь нации для противления… угрозам для ее существования, исходящим как из других стран, так и изнутри собственной страны», «состояние международных отношений, исключающих нарушение свободного мира или создание угрозы безопасности народам в какой-либо ни было форме», «состояние жизнедеятельности социума, его структур и институтов, гарантирующее их качественную определенность в параметрах надежности существования и устойчивости развития. Безопасность – это положение (состояние), при котором на некий объект не могут воздействовать факторы опасности и угрозы»3.

Достаточно широкое распространение в научной литературе и практической политике получил и такой подход к сущности безопасности, который сводится к отождествлению безопасности и защищенности общества, личности и государства от опасностей и угроз. С таких позиций исходит закон Российской Федерации «О безопасности» 1992 г. В нем под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Итак, безопасность – это отсутствие внутренних и внешних угроз (опасностей) интересам личности, обществу и государству в различных сферах (политической, экономической, духовной, экологической и т. д.). Интересы выступают конкретным выражением безопасности, ибо интересы – объективная основа человеческой деятельности. Но интересы не только «побудительная сила» деятельности. Деятельность сама выступает основанием потребностей и интересов, способов их удовлетворения. Это положение является общепризнанным.

По нашему мнению, под безопасностью следует рассматривать не только состояние защищенности, но и способность личности, общества и государства противостоять любым внешним и внутренним деструктивным воздействиям, направленным на ущемление их интересов, состоящих прежде всего в стабильном, прогрессивном функционировании и развитии.

Безопасность есть мера защищенности жизнебытия личности, общества и государства. На наш взгляд, понятие «мера защищенности» более содержательна, чем понятие «состояние защищенности», зафиксированное в Законе РФ «О безопасности».

Безопасность предполагает комплекс соответствующих мероприятий и действий, связанных с нейтрализацией, противодействием возможным (в том числе сознательно проецируемым) угрозам разного плана, сведением их до минимально возможной угрозы в данных конкретных условиях.

Безопасность, с нашей точки зрения, следует понимать, прежде всего, как устойчивость общественного организма, сохраняющего свою целостность и способность к саморазвитию, несмотря на неблагоприятные внутренние и внешние условия.

Устойчивость любой общественной системы обычно связывают с такими параметрами, как:

– возможностью даже в критической ситуации сохранить динамическое развитие в обществе и государстве;

– готовностью успешно адаптироваться посредством политических и иных механизмов к изменяющимся условиям существования;

– стремлением использовать разнообразные системы мер в целях эффективного преодоления возможных кризисных явлений и социально-политических конфликтов;

– способностью справляться с экономическими затруднениями, не доводя ситуацию до обвального обнищания основной массы населения, а экономику и финансы страны – до критической черты полного развала и разорения;

– возвышением духовных потребностей в системе морально-нравственных ценностей людей и т. д.

Аналогичный взгляд на понимание безопасности выражается, в частности, в ряде современных документов США, где отмечается: «Под безопасностью понимаются условия, которые являются результатом осуществления  оборонительных  (защитных)  мероприятий, обеспечивающих независимость государства от враждебных актов или других видов внешнего вмешательства».

Следует заметить, что термин «национальная безопасность» в научной литературе появился относительно недавно. Считается, что впервые этот термин был употреблен в Послании Президента США Теодора Рузвельта Конгрессу в 1904 г., где он обосновал захват зоны Панамского канала интересами «национальной безопасности» США. Сама концепция появилась в связи с Актом (законом) по национальной безопасности в 1947 г., на основе которого был утвержден Совет национальной безопасности США.

В годы «холодной войны» большинство политиков, исследователей определяло национальную безопасность через силу либо с позиций взаимодействий государств, т. е. создания оптимальных условий развития системы международных отношений. Наибольшую известность получила теория силовой политики (Г. Моргентау, А. Вольферс и др.).

В советской литературе вплоть до 80-х гг. существовала своя точка зрения на понятие «национальная безопасность». Так, в «Советской военной энциклопедии» (1978) говорится: «Термин «Национальная безопасность» введен буржуазными идеологами, которые пытаются выдать защищаемые буржуазным государством интересы эксплуататорского класса за общенациональные и таким образом затушевать подлинную сущность и направленность осуществляемых ими мероприятий в области государственной безопасности»4.

Поэтому в нашей стране многие ученые, политики при рассмотрении проблем обеспечения безопасности пользовались понятиями «защита», «оборона» и т. д.

Сегодня в научный оборот, в государственные документы, прочно вошел термин «национальная безопасность». Считается, что он был впервые официально использован в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» 1995 г., а его первое официальное определение дано в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О национальной безопасности» 1996 г. В нем национальная безопасность определяется как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства5.

В концепции национальной безопасности Российской Федерации (2000) подчеркивается, что под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти Российской Федерации6.

В научной литературе можно найти и другие определения. Например, такое: национальная безопасность – это категория политической науки, которая характеризует состояние социальных институтов, обеспечивающих их эффективную деятельность по поддержанию оптимальных условий существования и развития систем и общества… характеризует состояние нации как целостной системы7.

Национальная безопасность – это состояние общественных отношений, гарантирующих защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз8.

«Под национальной безопасностью, – пишет И. В. Радиков, – мы будем понимать такое состояние, при котором гарантируется беспрепятственное и успешное развитие всех социальных организмов и общественных структур, создаются оптимальные условия для существования и развития личности, общества и государства»9.

Таким образом, на наш взгляд, национальную безопасность можно понимать как гарантированную защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства, а также национальных ценностей и образа жизни от широкого спектра внутренних и внешних, различных по своей природе угроз.

В настоящее время в США под национальной безопасностью понимается способность защищать физическую целостность страны и ее территорию, обеспечивая экономические отношения с остальным миром на приемлемых для нее условиях.

Например, в документе «Стратегия национальной безопасности США для нового столетия» (1999) отмечается: «Мы должны защищать жизнь и личную безопасность американцев как у себя в стране, так и за ее рубежами. Мы должны сохранять суверенитет, политическую свободу и независимость Соединенных Штатов. Наши ценности, институты и территория должны оставаться неприкосновенными. И мы должны стремиться к тому, чтобы страна процветала и благосостояние народа росло»10. В предисловии к вышеуказанному документу сказано, что защита национальной безопасности народа, его образа жизни, территории США является главной задачей и конституционной обязанностью администрации президента страны.

В последние годы в России развернулась активная работа по теоретическому и законодательному обоснованию национальной безопасности.

Под концепцией национальной безопасности мы понимаем форму организации научного знания, дающего целостное представление о сущности, структуре, функциях, целях, тенденциях развития системы национальной безопасности. Поэтому, на наш взгляд, концептуальными основами обеспечения национальной безопасности являются:

– система научных знаний, соответствующие национальные теории о национальной безопасности и закономерностях ее обеспечения;

– господствующие в обществе официальные точки зрения, идеи, замыслы в области обеспечения национальной безопасности;

– конкретно-исторические способы обеспечения безопасности, обусловленные многообразием их содержания и форм.

Концептуальные основы обеспечения национальной безопасности находят выражение в различного рода официальных документах. В современной России таковыми являются: Конституция Российской Федерации, законы РФ «Об обороне», «О чрезвычайном и военном положении», концепция национальной безопасности Российской Федерации, военная доктрина, доктрина информационной безопасности, морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 г. и др. Они базируются на новом понимании безопасности страны, на реальных и потенциальных угрозах, причем как внешних, так и внутренних. В целях решения проблем обеспечения безопасности в Российской Федерации создан Совет безопасности с четко обозначенными функциями.

Наряду с оборонительными аспектами обеспечения безопасности государства все чаще на законодательном и исполнительном уровне разрабатывают меры по повышению экономической, экологической, общественной и военной безопасности.

В других странах проблемы национальной безопасности также находят закрепление в важнейших документах. Так, в США – это: Стратегия национальной безопасности США для нового столетия; Ежегодный доклад Президента Конгрессу «Стратегия национальной безопасности» и др.

В Китае: Стратегия национального развития; Национальные интересы КНР и стратегия национальной безопасности и др.

В Японии: Концепция «Комплексного обеспечения национальной безопасности Японии»; Ежегодная «Белая книга управления национальной обороны» и др.

В России в 2000 г. приняты обновленная концепция национальной безопасности, военная доктрина, а в последующем – ряд других документов по вопросам национальной безопасности. В них нашли отражение официально принятые взгляды на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.

Принятие новых документов – явление вполне закономерное. Изменения, произошедшие как в России, так и на мировом геополитическом пространстве, потребовали уточнения и доработки ряда ранее принятых документов. Кроме того, необходимо было более четко представить национальные интересы России в новых условиях и те угрозы, которые возникают при их реализации.

Концепция национальной безопасности, другие официальные законодательные акты Российской Федерации по проблемам обеспечения безопасности страны вооружают исследователей методологическими основами научного исследования проблем обеспечения национальной безопасности во всех сферах жизни личности, общества и государства.

Национальная безопасность представляет собой сложную многоуровневую открытую динамичную систему со специфическими структурами и функциональными компонентами.

Главные структурные компоненты этой системы – национальные ценности, интересы и цели; угрозы национальным интересам; политика обеспечения национальной безопасности и др.

Подход к национальной безопасности как целостной системе имеет большое методологическое значение. Он дает возможность организовать взаимосвязанную комплексную деятельность государственных и общественных структур по обеспечению безопасности жизненно важных интересов России, тем самым выработать оптимальное соотношение приоритетов внутренней и внешней политики государства, внутренней и внешней безопасности.

Специфика изучения национальной безопасности как открытой динамичной системы имеет ряд особенностей. Среди них – высокие требования к достоверности знания, выбору средств научного анализа, методик и процедур научного анализа. Эти специфические особенности характерны для процесса изучения системы, процесса ее функционирования.

Изучение национальной безопасности в современных условиях предполагает уяснение ряда взаимосвязанных факторов: а) источников и характера угроз безопасности личности, обществу, государству; б) содержания и тенденций развития интересов личности, общества и государства; в) наличия потенциальных и реальных возможностей для устранения угроз (опасностей) и обеспечение процесса защиты интересов личности, общества и государства.

Национальная безопасность как сложная социальная система имеет определенные принципы и методы исследования. Поэтому правомерно, что ряд авторов в своих работах пытаются раскрыть общие принципы и методы исследования проблем национальной без-опасности11.

Это, прежде всего, системный подход, выступающий в качестве главного принципа и метода исследования. Принцип историзма, способствующий выявлению общих закономерностей развития национальной безопасности, а также специфики их преломления в различных условиях.

Важнейшим методом исследования социальных систем является политический анализ, который помогает раскрыть роль и значение всех субъектов обеспечения национальной безопасности, правильно определить национальные интересы, угрозы им, цели, основные направления деятельности личности, общества, политику государства в различных сферах жизни по обеспечению национальной безопасности.

Политический анализ как метод исследования предполагает сбор, изучение, обобщение и интерпретацию материалов о направлениях и результатах деятельности субъектов национальной безопасности, выработке политики и стратегии обеспечения национальной безопасности страны. Он базируется на общих социологических методах – наблюдении, анализе, опросе и др.

Происходящие изменения в мире, в глобальном балансе сил будут оказывать определяющее влияние на проблемы обеспечения национальной безопасности России.

В настоящее время положение на международной арене характеризуется, прежде всего, усилением тенденций к формированию многополярного мира, динамичной трансформации системы международных отношений. После окончания эры биполярной конфронтации возобладали две взаимосвязанные тенденции.

Первая тенденция проявляется в укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами.

Вторая тенденция проявляется через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развития западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права.

Формирование международных отношений сопровождается конкуренцией, а также стремлениям ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового поражения. Значение военно-силовых аспектов в международных отношениях продолжает оставаться весьма существенным.

Россия, являясь одной из крупнейших стран мира, в силу значительного военного потенциала, уникального стратегического положения объективно продолжает играть важнейшую роль в мировых процессах.

Расширилась область интересов России со многими государствами по таким проблемам международной безопасности, как противодействие распространению оружия массового поражения, урегулирование и предотвращение региональных конфликтов, противодействие международному терроризму и наркобизнесу, решение острых экологических проблем. Это значительно увеличивает возможность обеспечения национальной безопасности России невоенными средствами за счет договорно-правовых, политических, экономических мер. Но в то же время, как было сказано в концепции национальной безопасности (1997), влияние России на решение кардинальных вопросов международной жизни, затрагивающих интересы нашего государства, значительно снизилось. В этих условиях активизируются усилия ряда государств к ослаблению позиций России в политической, экономической, военной и других областях.

Произошедшие в последние десятилетия крупные перемены в мире привели к значительным изменениям спектра угроз и вызовов безопасности, с которыми сталкивается и может столкнуться Россия в современных условиях, связаны с возрастанием неопределенности, а во многих случаях – и непредсказуемостью развития ситуации в мире в целом и в его наиболее важных регионах. Нынешнему этапу мирового развития свойственны крупные, порой неожиданные, противоречивые и взрывоопасные изменения в международной обстановке, вызывающие, как правило, неизменное использование военной силы для решения сопутствующих этим изменениям проблем.

Со значительными трудностями связан процесс создания общей и всеобъемлющей безопасности на принципах, выдвинутых по инициативе России.

Недостаточно устойчивы позитивные тенденции во внутреннем развитии государства и общества. Главной причиной этого являются сохранение кризисных явлений в экономике, техническое отставание России от развитых стран, рост имущественного расслоения общества, снижение уровня жизни большинства населения, усиление зависимости от импорта продовольственных и других потребительских товаров, недостижение общественного согласия, рост преступности, нарушение прежней системы обороны. Все эти и другие факторы угрожают национальной безопасности страны.

Принято считать, что сущность национальной безопасности составляют физическое выживание общества, сохранение гражданам необходимых условий для нормальной цивилизованной жизни, свободного развития и самовыживания. Поэтому в национальной безопасности различают три условия – безопасность личности, общества и государства.

Безопасность государства достигается при наличии эффективного механизма управления и координации деятельности политических сил и общественных групп, а также действенных институтов их защиты.

Безопасность общества предполагает наличие общественных институтов, норм, развитых форм общественного сознания, позволяющих реализовать права и свободы всех групп населения и противостоять действиям, ведущим к расколу общества (в том числе и к действиям со стороны государства).

Безопасность личности состоит в формировании комплекса правовых и нравственных норм, общественных институтов и организаций, которые позволили бы ей развиваться и реализовывать социально значимые потребности и способности, не испытывая противодействия со стороны государства и общества.

Органическое соединение этих трех составляющих и обеспечивает надежную безопасность Российской Федерации в целом.

Национальная безопасность зиждется на таких базовых элементах, как интересы, угрозы, защита, объекты, субъекты, силы и средства. С этих позиций и следует рассматривать проблемы обеспечения национальной безопасности.

В концепции национальной безопасности, военной доктрине и других документах определяются национальные интересы России как совокупность основных интересов личности, общества и государства, определяются угрозы, силы, средства и направления обеспечения безопасности, исходя из современного характера международных и военно-политических отношений, нового геополитического положения страны, внутренних факторов ее развития.

Под национальными интересами понимаются объективные потребности граждан, общества и государства, вытекающие из особенностей социально-экономического и политического устройства государства, уровня его экономического развития, исторически сложившегося места в международных отношениях, специфики географического положения, национальных и культурных традиций, устоев жизни.

На основе национальных интересов органы власти и соответствующие им институты вырабатывают и формируют цели и задачи государственной политики, отражающие интересы граждан, общества и государства. Интересы, трансформировавшиеся в цели государственной политики, находят свое отражение во внутренней и внешней политике и реализуются в политической, экономической, социальной, военной, международной и других сферах.

Для каждого государства существует набор критических параметров, нарушив которые оно утрачивает свою самостоятельность и даже может перестать существовать.

На современном этапе жизненно важными интересами личности являются: реальное обеспечение конституционных прав и свобод человека; обеспечение личной безопасности, чести и достоинства граждан Российской Федерации, а также защиты их собственности от преступных посягательств; обеспечение экономического благосостояния и социальной стабильности; повышение уровня и качества жизни; физическое, духовное и интеллектуальное развитие человека и гражданина; сохранение и укрепление здоровья, повышение продолжительности жизни и другие.

Жизненно важные интересы общества включают в себя: сохранение и укрепление единства России; поддержание и приумножение материального, культурного, научного и духовного потенциала общества; упрочение демократии; достижение и поддержание общественного согласия по жизненно важным проблемам развития страны; преодоление экономического кризиса и обеспечение поступательного экономического развития на началах социально ориентированной рыночной экономики; духовное возрождение России на основе обогащения ее национальных ценностей; выход из кризисной демократической ситуации; становление структур гражданского общества, создание прочного механизма контроля обществом над государством; обеспечение политического плюрализма и общественных свобод и т. д.

Жизненно важные интересы государства состоят: в обеспечении суверенитета и территориальной целостности государства; незыблемости конституционного строя, создании сильной государственности на новой демократической основе; поддержке политической, экономической и социальной стабильности; обеспечении законности и поддержки правопорядка; преодолении внутреннего кризиса в Российской Федерации путем социально-экономических и политических преобразований в интересах большинства ее населения; построении правового демократического государства на основе конституционного строя; развитии взаимовыгодного сотрудничества, полноправном участии России в системе международных экономических связей; обеспечении эффективной внутренней и внешней политики, способной к сдерживанию и отражению внешней агрессии.

Приоритеты национальных интересов, их временные и пространственные параметры могут изменяться вместе с изменениями внутренних и внешний условий.

На современном этапе наиболее актуальными для России национальными интересами во внутриполитической  сфере  являются:  сохранение  стабильного конституционного строя, институтов государственной власти; обеспечение гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности; единство правового пространства и правопорядка; завершение процесса становления демократического общества.

Национальные интересы в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа.

Национальные интересы в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочнении позиций России как великой державы – одного из влиятельных центров многополярного мира.

Национальные интересы России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий мирного, демократического развития государства.

Важнейшие национальные интересы России на постсоветском пространстве состоят в развитии и укреплении всесторонних взаимовыгодных связей со странами СНГ. На формирование национальных интересов Российской Федерации в различных регионах мира существенное влияние оказывают геополитические, экономические, военные и другие группы факторов национальной безопасности.

Исходя из того, что Россия – морская держава, у нее есть свои интересы в Мировом океане. В морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 года национальные интересы страны представлены в концентрированном виде как:

– незыблемость суверенитета Российской Федерации, распространяющегося на внутренние морские воды, территориальное море, а также на воздушное пространство над ним, на дно и недра;

– обеспечение суверенных прав и юрисдикции Российской Федерации в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих водах, управление этими ресурсами, производства энергии путем использования воды, течения и ветра, создания и использования искусственных островов, установок и сооружений морских и научных исследований, защиты и сохранения морской среды;

– свобода открытого моря, в том числе свобода судоходства, полетов, рыболовства, научных исследований, свобода прокладывать кабели и трубопроводы;

– охрана человеческой жизни на море, предотвращение загрязнения морской среды, обеспечение контроля за функционированием жизненно важных морских коммуникаций, создание условий, способствующих извлечению выгоды из морской хозяйственной деятельности населением Российской Федерации, особенно ее приморских регионов, а также государства в целом.

В современных условиях приоритет в обеспечении этих интересов должен отдаваться невоенным методам – развитию взаимовыгодного международного экономического и другого сотрудничества, активным и современным дипломатическим акциям, инициативам в переговорном процессе с целью сокращения военно-морских сил и военного противостояния в Мировом океане.

Степень достижения и реализации национальных интересов России в Мировом океане зависит от проводимой государством политики по созданию и поддержанию соответствующего морского потенциала. Под морским потенциалом государства следует понимать его структуры, обеспечивающие в своей совокупности реализацию национальных интересов в Мировом океане.

Государственные интересы России в Мировом океане сформулированы в «Основах политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года» (2000).
Они предусматривают:

а) в политической сфере:

– обеспечение гарантированного доступа Российской Федерации к ресурсам и пространствам Мирового океана, исключение дискриминационных действий в отношении ее или ее союзников со сторон отдельных государств или военно-политических блоков;

– недопущение доминирования каких-либо государств или военно-политических блоков в просторах Мирового океана, имеющих важное значение для реализации государственных интересов Российской Федерации, особенно в прилегающих морях;

– урегулирование на выгодных для страны условиях имеющихся политических и международно-правовых проблем использования Мирового океана;

– консолидацию усилий государств на мирном освоении и использовании Мирового океана;

б) в экономической сфере:

– освоение и рациональное использование природных ресурсов Мирового океана в целях социально-экономического развития страны;

– формирование и обеспечение эффективного функционирования морских (речных) транспортных коммуникаций;

– обеспечение выгодных для России условий участия в международном разделении труда на рынке товаров и услуг;

– поддержание необходимого научно-технического, промышленного и кадрового потенциала, обеспечивающего военно-морскую деятельность.

Собственно военные интересы Российской Федерации в Мировом океане имеет целью обеспечение гарантированной защиты всего спектра государственных интересов в Мировом океане.

Актуальность защиты интересов Российской Федерации в Мировом океане возрастает вследствие существенного изменения геополитической ситуации в мире и возникновения новых угроз безопасности России в области морской деятельности, основными из которых являются:

– ограничение возможности выхода России к ресурсам и пространствам Мирового океана, международным магистральным морским коммуникациям, особенно в Балтийском и Черном морях (Россию оттеснили на северо-восток евразийского материка);

– активизация военно-морской деятельности ведущих морских держав, дальнейшее повышение и совершенствование боевых возможностей военно-морских сил ведущих зарубежных государств, усиление антироссийской направленности стратегий и концепций их применения;

– усиливающееся экономическое, политическое и международное давление на Россию с целью ограничения ее морской деятельности;

– расширение масштабов несанкционированной добычи природных морских ресурсов страны. Ежегодный экономический ущерб в этой области для России составляет 3–4 млрд. долл.;

– неурегулированность целого ряда сложных международно-правовых вопросов, касающихся в первую очередь правового статуса Каспийского, Азовского и Черного морей, наличие претензий к России со стороны сопредельных государств на ряд прибрежных и островных территорий;

– резкое изменение соотношения военно-морских сил в прилегающих к российской территории морях не в пользу России.

Национальные интересы России носят долгосрочный характер и определяют основные цели на ее историческом пути, формируют стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.

В современных условиях существуют реальные и потенциальные угрозы национальной безопасности России. По характеру источников их можно представить как внутренние, так и внешние; по объектам – безопасность личности, общества, государства; по сферам общественной жизни – экономическая, социальная, информационная, экологическая и др.

Особое место в структуре национальной безопасности занимают политическая и военная безопасность. Политическая и военная безопасность являются стержнем национальной безопасности государства.

Геополитические изменения последних десятилетий повлияли на характер угроз военной безопасности Российской Федерации.

Любое государство обеспечивает национальную безопасность всей своей совокупной мощью, которая определяется его природными ресурсами, уровнем развития экономики, морально-политическим потенциалом населения, геополитическим положением страны и, наконец, состоянием военной мощи.

Поэтому чем сильнее государство, тем надежнее обеспечивается национальная безопасность.

1 Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. – 2006. – 11 мая.
2 См. напр.: Кефели И. Ф. Судьба России в глобальной геополитике. – СПб., 2004; Клименко А. Ф. Глобализация и ее влияние на военную политику и военную стратегию // Военная мысль. – 2002. – № 5; Колганов В. М. Система обеспечения безопасности государства. – СПб.: ВМА, 2005. – С. 9.
3 См. напр.: Радиков И. В. Политологические проблемы национальной безопасности и управленческой деятельности военных кадров. – СПб.: ВАТТ, 2005. – Ч. 1. – С. 46; Дипломатический словарь. – М.: Наука, 1985. – С. 190; Политика национальной безопасности Российской Федерации (1996– 2000): Проект. – М.: Федерация мира и согласия, 1996. – С. 49. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (Методологический и социально-политический аспект). – СПб.: ВМА, 2005.
4 Советская военная энциклопедия. М.: Воениздат, 1978. Т. 5. С. 533.
5 См.: «О национальной безопасности»: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. – М., 1996. – С. 3–4.
6 См.: Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Сб. концептуальных документов. – М., 2000.
7 См.: Политология: Энциклопедический словарь. – М., 1993. – С. 197–198.
8 См.: Военный энциклопедический словарь. – М., 2002. – С. 153.
9 Радиков И. В. Политологические проблемы национальной безопасности управленческой деятельности военных кадров: Учеб. пособие. – Ч. 1. – СПб.: ВАТТ, 2005. – С. 55.
10 Стратегия национальной безопасности США для нового столетия // Независимая газета. – 1999. – 10 февр. – С. 10.
11 См. напр.: Проблемы законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. – М.: Финансовый контроль, 2003. – С. 36–38.


КНИЖНЫЕ НОВИНКИ

Нурышев Г. Н., Пыж В. В., Фролов А. Е.

Геополитика и национальная безопасность России. Монография. — Череповец: ИНЖЭКОН — Череповец; Порт-Апрель, 2007

В монографии геополитика рассматривается как мироведение и социальное явление. В ней на разнообразном историческом и современном материале показано, как зарождались и вызревали основные геополитические идеи, концепции, теории, как создавались и реализовывались политические доктрины, как преобразовывалась геополитическая картина мира. Геополитический анализ современных мировых процессов и их влияние на характер международных отношений показывает, что важнейшей задачей новой России является не поиск новых врагов, а взаимовыгодное сотрудничество со странами мирового сообщества.

Предназначена для студентов, аспирантов и преподавателей вузов всех профилей, а также тех, кто интересуется проблемами геополитики и национальной безопасности.