В. Г. ШЕВЧЕНКО, С. А. ВИНОГРАДОВ, А. И. ЧАЛГАНОВ

НЕКОТОРЫЕ СООБРАЖЕНИЯ О БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

С момента возникновения человечества весь мир ищет пути и методы организации безопасности. На наш взгляд, прежде чем дать расшифровку понятия «безопасность», надо назвать те источники опасности, от которых страдают люди, общества, государства. Следует выделять три вида источников опасности:

1. естественные (природные) источники опасности, возникающие независимо от воли человека и не подвластные ему;

2. естественные источники опасности, возникающие в процессе человеческой деятельности, прогнозируемые и управляемые человеком;

3. искусственные источники опасности, созданные разумом и руками человека и во многом подвластные его воле.

Источники опасности таятся в любой области деятельности человека. Любая деятельность человека может быть и созидающей, и разрушающей. Например, фармацевт из одних и тех же химических препаратов может приготовить лекарство для лечения больных и яд для умерщвления людей. То же можно сказать и о типах государств. Если государство обеспечивает полномасштабную безопасность человека и общества, то оно созидательное. Если государство на деле не выполняет свои функции защиты, или выполняет частично, то оно относится к разрушительному типу.

В настоящее время в России, как никогда ранее, практически каждый человек нередко оказывается в такой кризисной, опасной ситуации, когда он вынужден надеяться только на себя при защите своей чести, достоинства, да и самой жизни. Это породило проблему обеспечения индивидуальной, а также коллективной безопасности как отдельного обычного гражданина независимо от его социального
статуса, так и различных категорий групп людей и общества в целом. Более того, возникают новые угрозы безопасности человеку, обществу, государству. Эти угрозы менее предсказуемы, чем прежние, и уровень их опасности трудно определить и осознать. Все это обязывает всех нас более серьезно и глубоко, во многом по-новому решать проблемы национальной безопасности.

Что представляет собой понятие «безопасность»? Уже из выше указанного явствует, что это понятие многогранное и многоплановое. Мы полагаем, что необходимо придерживаться, прежде всего, тех понятий «безопасности», которые даны в официальных государственных документах. В статье 1 Закона Российской Федерации «О безопасности» безопасность определена как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».

Разъясняя понятие «безопасность», можно сказать еще так: безопасность – это наличие надежной защиты от опасности, а можно и другими словами: безопасность – это состояние, когда кому-либо или чему-либо не угрожает опасность. Безопасность представляет собой реальную защиту от внешнего и внутреннего вмешательства во внешнюю и внутреннюю, материальную и духовную жизнь человека, природы, общества, государства. Вмешательство может быть различным по своей природе, характеру, масштабу и направленности, а также по конкретной мере воздействия, цели, средствам и результату, но в любом случае, всегда это насилие.

Есть и другие определения понятия «безопасности», например: безопасность личности, общества и государства – это комплекс составляющих, направленных на защиту от тех или иных неблагоприятных и опасных внешних воздействий (терроризм, пожары, наводнения, техногенные, производственные и другие аварии и катастрофы), ежегодно уносящих десятки и сотни тысяч человеческих жизней.

В последнее время из-за усиления нетрадиционных угроз выживанию человечества и отсутствия гармонизированной с природой модели общественного устройства все большее место занимают вопросы глобальной безопасности. В данном сообщении мы не будем углубляться в проблемы глобальной безопасности, ограничимся рассмотрением проблем организации безопасности в пределах нашей страны.

Как уже было подчеркнуто выше, понятие «безопасность» чрезвычайно емкое, многогранное, поэтому при анализе обычно выделяют ряд сфер, ряд видов безопасности: личная, общественная, государственная, национальная, международная, геополитическая, экономическая, социальная, политическая, идеологическая, медицинская, продовольственная, военная, транспортная, информационная, психическая, психологическая, криминальная и другие. Практически все перечисленные виды безопасности имеют непосредственное отношение к человеку, обществу, государству, всей цивилизации.

Для оценки безопасности, для определения ее полноты и качества используется и такое понятие, как «уровень безопасности». Выделяют следующие уровни безопасности – местный, региональный, общегосударственный (федеральный) и международный (глобальный).

Уровень безопасности – показатель широты распространенности систем безопасности на той или иной территории, а в первую очередь – качества, надежности системы безопасности, что, несомненно, важнее.

В качестве основных объектов безопасности выделяются человек, общество, государство, а это значит, что обеспечение безопасности данных объектов является важнейшей задачей, стоящей перед государственной властью.

Государственная стратегия в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз различного характера отражена в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ. В то же время без экономического, нравственного, правового движения вперед нет и усиления и совершенствования системы национальной безопасности.

В современных условиях государственная власть не может эффективно осуществлять свои функции исключительно по собственному усмотрению, без учета мнения общественности.

Если мы действительно стремимся к созданию безопасного общества, то кому, как не гражданам и их представителям в лице общественных организаций, проявлять активность и беспокойство о безопасности людей и общества, помогая государству определять, на нейтрализацию каких угроз следует направить свои основные усилия.

При обсуждении путей и методов решения проблем национальной безопасности следует иметь в виду то, что в последние годы в мире наблюдается невидимый рост количества и качественное разнообразие разрушающих воздействий, рост масштабов реальных и потенциальных опасностей, угрожающих человеку, всей цивилизации, ибо это требует совершенно нового осмысления и новых подходов к решению проблем обеспечения безопасности людей во всех сферах их жизнедеятельности.

Эффективное решение проблем безопасности может быть только системным и комплексным с одновременным решением проблем и в других сферах деятельности человека: в здравоохранении, образовании, науке, финансово-экономической области, оборонной, в области общественных связей и др. Ведущая роль в этом принадлежит государственной власти. Безопасность жизнедеятельности общества и государства является критерием оценки качества социального управления.

Поскольку решение проблем национальной безопасности, укрепление и совершенствование безопасности страны является системным и комплексным (мы это уже подчеркивали), то мы назовем и охарактеризуем несколько направлений (путей) реализации этого принципа. Во-первых, это должны делать люди физически и духовно здоровые, безупречные в нравственном отношении, высококвалифицированные специалисты, воспитанные в духе патриотизма, любви к своей стране, к своему народу, защищающие интересы страны и народа, способные к взаимодействию элементов единой системы безопасности, использующие достижения научно-технического прогресса, весь человеческий потенциал и ресурсы страны.

Среди основ общественной и личной безопасности важное место и значение имеет здоровый образ жизни людей (граждан), от чего во многом зависит состояние здоровья. Состояние здоровья народа сказывается на качестве безопасности страны. Давно известно, что чем лучше, крепче здоровье населения народа – тем выше, надежнее национальная безопасность страны. Сохранение генофонда каждой нации России – условия и цель безопасного развития нашего политического государства.

Для обеспечения общественной безопасности большое значение имеет формирование у широких слоев населения и в первую очередь у молодого поколения чувства патриотизма, гражданственности. И это надо начинать делать со школьной скамьи, а может быть, и с детского сада. Следует помнить о том, что школьные образование – это фундамент, на котором строится и формируется теория безопасности личности, общества и государства. Поэтому надо уделять большое внимание качеству обучения школьников, воспитанию у школьников готовности укреплять национальную безопасность страны. Надо разработать технологию и методологию образования школьников в плане понимания ими принципов национальной безопасности и воплощать это в жизнь. Еще большее внимание надо уделять разработке методов эффективного обучения студентов в высших и средних учебных заведениях, занятых подготовкой высококлассных, квалифицированных специалистов в различных областях жизнедеятельности. Только от хорошо подготовленных в профессиональном плане специалистов можно ожидать полноценного, эффективного участия в укреплении и совершенствовании безопасности личности, общества, государства.

В последнее время большую озабоченность у специалистов-экологов и у всего населения вызывает ухудшение экологической ситуации в стране. Зарастают бурьяном сельскохозяйственные пашни, угодья, загрязняются реки и водоемы, производится хищническая вырубка лесов, изменяется в худшую сторону состав окружающего воздуха, которым мы дышим. Для нормализации насыщения воздуха кислородом требуется его постоянное очищение.

Использование природных богатств человеком должно быть разумным, без вредных последствий для биосферы нашей страны и планеты в целом. Охрана и защита природных ресурсов – гарантия экологической безопасности России. Об этом надо помнить всегда, если мы хотим оставить потомкам территорию нашей страны в экологическом плане благополучной.

Финансово-экономическая политика государственной власти, управленческих структур – важнейший элемент экономической безопасности государства. К сожалению, по данным СМИ, по уровню экономики Россия в настоящее время занимает лишь 17-е место в мире. По многим видам промышленных изделий, видам техники, продуктов питания, фармацевтических средств мы зависим от других стран, импорт заполнил наши внутренние рынки. Снижение зависимости от внешних факторов, от экономики других стран – основа экономической безопасности России.

Несмотря на то, что государственная власть обращает внимание большое на обеспечение транспортной безопасности страны, эта проблема в России в настоящее время еще не решена. Эту проблему надо безотлагательно решать.

Проблема обеспечения транспортной безопасности существует, и ее необходимо надо решать всем – сообща и комплексно. Первостепенное внимание должно быть уделено приведению транспортной безопасности в полное соответствие с требованиями международных стандартов.

Основой национальной безопасности России является и развитие научно-технического потенциала страны. Нельзя укреплять и совершенствовать систему государственной безопасности без использования последних достижений науки и техники, новых технологий, разработок научно-исследовательских учреждений и промышленных предприятий. Здесь считаем уместным назвать среди учреждений, внесших заметный вклад в решение проблем всех видов безопасности, созданную 31 августа 2000 года Академию проблем безопасности, обороны и правопорядка. Несмотря на то, что академии всего 6 лет, ее членами для безопасности страны сделано уже достаточно много.

В настоящее время существует большое количество технических решений, промышленных образцов и серийно выпускаемой техники (например, метод и приборы раннего распознавания техногенных катастроф, безопасный автомобиль, оружие для самообороны – не летальное останавливающее оружие и др.), позволяющих существенно повысить физическую безопасность отдельных граждан и общества. Благодаря применению в промышленности новых материалов и композиций удалось создать транспортные средства повышенной безопасности для перевозки VIP-персон, передвижных командных пунктов и т. п. Разработаны современные системы и комплексы снаряжения, обеспечивающие самоспасение человека в условиях природных и техногенных катастроф и аварий. Имеются соответствующие наработки криминалистических лабораторий. Есть заделы в научных исследованиях для решения геополитических проблем России.

Если бы удалось научить специальные подразделения Министерства обороны и Министерства чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий грамотно использовать для обеспечения безопасности граждан и общества в целом последние достижения науки и техники, новейшие технологии, то можно будет избежать тех десятков сотен тысяч жертв, которые являются результатом еще наблюдающихся техногенных катастроф, аварий, пожаров, наводнений, ураганов, террористических актов. Правоохранительная система страны оказывает большое влияние на состояние государственной безопасности, на безопасность каждого отдельного гражданина и общества в целом.

От политических, экономических и социальных процессов, происходящих в нашем обществе, зависят состояние, структура и динамика преступности в стране, в свою очередь преступность, особенно организованная, влияет на социально-экономическую и политическую ситуацию в государстве. До сих пор заметным источником проблем безопасности государства является коррупция, которую нам никак не удается искоренить или хотя бы уменьшить. В целях обеспечения общественной и национальной безопасности от криминогенных угроз необходимо уделить большее внимание подбору, обучению, воспитанию и расстановке кадров правоохранительных органов, а также обеспечить их в техническом и материально-финансовом отношении. Восстановление всех разумных форм сотрудничества со странами на постсоветском пространстве – одна из составляющих обеспечения безопасности России. Поэтому, если мы хотим добиться повышения уровня национальной безопасности, то надо все возможное делать для укрепления государства, его экономики и вооруженных сил, а также для роста благосостояния народа, для повышения качества жизни и улучшения здоровья каждого гражданина страны. Сам народ является источником благополучия и процветания России.


МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОЦЕНОК И УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ (МИСОУК)

В городе Пуансе (Pouance, France) образован независимый центр политического консалтинга

Основные направления деятельности института:

- политическое консультирование
- стратегическое планирование
- геополитическое прогнозирование
- социально-политические исследования в области управления конфликтами и устойчивым развитием

В проекте уже дали согласие участвовать такие известные специалисты, как Ширин Акинел (Великобритания), Леонид Бондарец (Киргизия), Евгений Вертлиб (Франция), Вагиф Гусейнов (Россия), Рамакант Двиведи (Индия), Николай Злобин (США-Россия), Леонид Ивашов (Россия), Игорь Кефели (Россия), Александр Рар (Германия), Ван Синь (Китай), Антон Суриков (Россия), Мурат Суюнбаев (Киргизия), Пьер Шабал (Франция), Олег Юрин (Россия-Великобритания).

Наш экспертный альянс аналитиков представляет собой независимый центр разработки идей, прогнозов и рекомендаций, который предлагает (за соответствующее вознаграждение) услуги по разработке моделей организационных структур глобальной и региональной безопасности в соответствии с указанными выше направлениями деятельности.

Президент МИСОУК проф. Евгений Александрович Вертлиб г. Пуансе, Франция

дом. тел.: +33 9 50 46 22 19, сотовый : +33 6 34 13 35 56, факс: +33 2 41 26 22 1
e-mail: Vertliebe@mail.ru
Dr. E. Vertlieb
18 rue de la Porte Angevine, 49420 POUANCE, FRANCE

Представительство в Санкт-петербурге

проф. Игорь Федорович Кефели
тел/факс (812) 251 17 20
e-mail: geokefeli@bstu.spb.su